Информеры

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

« Назад

Принцип работы кондиционера  29.05.2013 05:45

В основе работы кондиционера лежит принцип по которому при испарении жидкости поглощают тепло, а при конденсации наоборот выделяют его.Чтобы понять, каким образом происходит этот процесс, рассмотрим схему кондиционера и его устройство на примере сплит-системы:    

air_condicioner_work

Кондиционер состоит из таких элементов:

  • Компрессор — сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру.

  • Конденсатор — радиатор, расположенный во внешнем  блоке. Название отражает процесс, происходящий при работе кондиционера —  переход фреона из газообразной фазы в жидкую (конденсация).

  • Испаритель — радиатор, расположенный во внутреннем блоке. В испарителе фреон переходит из жидкой фазы в газообразную (испарение).

  • ТРВ (терморегулирующий вентиль)— понижает давление фреона перед испарителем.

  • Вентиляторы — создают поток воздуха, обдувающего  испаритель и конденсатор. Они используются для более интенсивного  теплообмена с окружающим воздухом.

Компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель соединены медными трубами и  образуют холодильный контур,  внутри которого циркулирует смесь фреона и  небольшого количества компрессорного масла.    В процессе работы кондиционера происходит следующий процесс:

  • В компрессор из испарителя поступает газообразный фреон под низким давлением в 3 - 5 атмосфер и температурой 10 - 20°С.
  • Компрессор сжимает фреон до давления 15 - 25 атмосфер, в  результате чего фреон нагревается до 70 - 90°С и поступает в  конденсатор.
  • Конденсатор обдувается воздухом, имеющим температуру ниже  температуры фреона, в результате фреон остывает и переходит из  газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. При этом  воздух, проходящий через конденсатор, нагревается. На выходе из  конденсатора фреон находится в жидком состоянии, под высоким давлением,  температура фреона на 10 - 20°С выше температуры атмосферного воздуха.
  • Из конденсатора теплый фреон поступает в терморегулирующий  вентиль (ТРВ), который в бытовых кондиционерах выполняется в виде  капилляра (длинной тонкой медной трубки, свитой в спираль). В результате  прохождения через капилляр давление фреона понижается до 3 - 5 атмосфер  и фреон остывает, часть фреона может при этом испариться.
  • После ТРВ смесь жидкого и газообразного фреона с низким  давлением и низкой температурой поступает в испаритель, который  обдувается комнатным воздухом. В испарителе фреон полностью переходит в  газообразное состояние, забирая у воздуха тепло, в результате воздух в  комнате охлаждается. Далее газообразный фреон с низким давлением  поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется.

Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя. В кондиционерах работающих на обогрев в холодильный контур дополнительно устанавливается  четырехходовой клапан (на схеме не показан), который позволяет изменить  направление движения фреона, меняя испаритель и конденсатор местами. В  этом случае внутренний блок кондиционера нагревает воздух, а наружный  блок охлаждает его.             

Отметим, что одна из наиболее серьезных проблем при работе  кондиционера возникает в том случае, если в испарителе фреон не успевает  полностью перейти в газообразное состояние. Тогда на вход компрессора  попадает жидкость, которая, в отличие от газа, несжимаемая. В результате  происходит гидроудар и компрессор выходит из строя. Причин, по которым  фреон может не успевать испариться, может быть несколько. Самые  распространенные — загрязненные фильтры (при этом ухудшается обдув  испарителя и теплообмен) и работа кондиционера при низких температурах  наружного воздуха (в этом случае в испаритель поступает  переохлажденный  фреон).